Дорогой гость сайта Бобруйской епархии!

Позвольте обратиться к Вам с кратким приветствием и пригласить Вас к посещению нашей скромной странички в интернете, освещающей жизнь Бобруйской епархии Белорусской Православной Церкви.

Православная Церковь административно устроена таким образом, что состоит из епархий, управляемых епископами. В 2004 г. в Могилевской области была создана Бобруйская епар- хия, которая объединяет церковные общины, находящиеся на территории Бобруйска, Бобруйского, Быховского, Глусского, Кировского, Кличевского и Осиповичского районов.

Наша церковная область – одна из самых тяжело пострадавших в период планомерного уничтожения религии в СССР. Стоит отметить, что к 1939 г. в Восточной Беларуси был закрыт последний храм, которым оказалась Свято- Софийская церковь г. Бобруйска.

Православная Церковь лишилась всех своих храмов, монастырей, зданий, всей материальной базы. Были ликвидированы священнослужители, монахи и монахини, погибли сотни тысяч верующих людей. Однако Церковь пережила все лишения, преодолела все внешние и внутренние трудности и продолжает сегодня свое служение, которое призвано преображать и исцелять человека, приводить его к Богу, источнику жизни и смыслу бытия мира.

Хочется, чтобы мы вместе с Вами, с Вашей поддержкой сделали дальнейшие шаги в деле восстановления духовных традиций и продолжения христианской истории нашего народа. Сердечно приглашаю Вас к участию в проектах и жизни приходов Бобруйской епархии. Смело обращайтесь к священникам и верующим людям, и Вы никогда не пожалеете, что повернули свою жизнь к тому, что и так, я уверен, Вам всегда было близким и родным.

С уважением,
+ Серафим,
Епископ Бобруйский и Быховский

     
 

ИНТЕРВЬЮ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО СЕРАФИМА, ЕПИСКОПА БОБРУЙСКОГО И БЫХОВСКОГО, ГАЗЕТЕ "Коммерческий курьер" ОТ 25 МАЯ 2012 ГОДА

Пять лет минуло с того времени, как в Бобруйскую епархию был назначен новый молодой епископ. 22 апреля 2007 года в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе была совершена епископская хиротония, и епископ Бобруйский и Быховский Серафим возглавил нашу епархию. Напомним, что владыка Серафим в нашем городе не был новым человеком. Его семья переехала в Бобруйск еще в 1986 году.

— Владыка, как вы оцениваете эти пять лет вашего епископского служения?

— Скорее, это может оценить кто-то со стороны, тот, кто видел стартовую точку, которая была пять лет назад. Но, думаю, что отношение к церкви в городе изменилось. Церковь стала более активной, открытой людям. В епархии появились новые приходы, их количество почти удвоилось. Открыты два монастыря: в Бобруйске и в Барколабово под Быховом, в историческом месте явления иконы Божией Матери Барколабовской. Налажено хорошее сотрудничество с руководством Бобруйска и районов, которые находятся на территории епархии. Есть сотрудничество в сфере образования. Через сайт епархии, средства массовой информации усилено информационное обеспечение нашей деятельности.

— А есть ли такие задачи, которые решить пока не удалось?

— Я бы сказал, пока задуманное удается. Но мы, как и все люди в нашей стране, переживаем не лучшую экономическую ситуацию, и она отражается на нашей деятельности — в смысле скорости и активности строительства храмов и других объектов церкви. Тем не менее строительство идет. Медленнее, чем хотелось бы, но идет.

— Как-то один человек заметил, что православные храмы у нас находятся на расстоянии шаговой доступности. Что вы скажете по этому поводу?

— В Бобруйске еще далеко до храмов шаговой доступности. Храмов в городе мало. На одной из зарубежных конференций епископ из Румынии спросил у меня: «А большой ли Бобруйск?» Я ответил: «215 тысяч жителей». — «Да, это очень большой город. А сколько у вас приходов?» Я сказал: «Семь». (Тогда было семь, сейчас еще два зарегистрировано). «А почему так мало?» — удивился румынский епископ. Я сказал «семь», думая, что это хорошо. Но ни для католической Польши, ни для православной Греции это не показатель. Чтобы церковь доходила до каждого человека, чтобы она занималась тем, чем призвана заниматься — воспитанием людей, такого количества храмов недостаточно. Поэтому, если сравнивать с советским временем, то это много. Если сравнивать с любой европейской страной, то храмов очень мало.

— Есть ли пожелание строить новые храмы в Бобруйске?

— В Бобруйске строятся два храма. На пересечении улиц Минской и Гагарина строится храм в честь иконы Божией Матери — Целительница. Уже есть цокольный этаж, коробка храма готова и оплачена, сейчас находится на складе. Сделана она из так называемого клееного бруса. Это дорогой материал, но нашлись люди, которые в этом содействуют. Александр Васильевич Боровский работал прежде генеральным директором «Белшины», для него Бобруйск — родной город, и сейчас он проявляет заботу о строительстве нового храма. Это будет храм для настоящих и бывших работников «Белшины». Строится он в непосредственной близости от предприятия, рядом — жилой район, где живут шинники. И второй храм — Серафима Саровского. Уже зарегистрирована община, определено место — на пересечении улиц Гагарина и Гоголя. Там большой жилой район, много молодежи, и чтобы добраться до ближайшего действующего храма, нужно немало времени.

— Вы сказали, что количество приходов значительно увеличилось. А сколько священников служит в епархии, и по каким критериям идет назначение настоятелей храмов?

— Сейчас у нас 55 приходов и 42 священника. Не каждый деревенский приход имеет своего священника. Но в некоторых городских храмах могут быть два или три священника. Мы стали больше посылать молодых ребят из Бобруйска учиться в духовные заведения — в Минскую духовную семинарию, в Московскую духовную семинарию. Двадцать четыре человека у нас учатся сейчас в этих учебных заведениях. Если раньше приходилось благочестивых прихожан после краткого подготовительного курса и рукоположения в священный сан направлять в приходы, то сегодня обязательным требованием является наличие диплома духовной семинарии. Духовная семинария дает и специальное образование, и заряд дисциплины, порядка, приобщает к духовной традиции. Мы стараемся, чтобы в Бобруйске настоятелями были не только выпускники духовных семинарий, но в первую очередь выпускники академии, имеющие и духовное, и светское высшее образование. Раньше у нас был только один кандидат богословских наук. Это настоятель Свято-Георгиевского храма протоиерей Геннадий Вейго. Нужно сказать, что качество его работы видно и по храму, и по деятельности, и по его детям. Сын отца Геннадия сейчас учится в семинарии.

— В последнее время в Бобруйской епархии произошли некоторые кадровые перемены, назначены новые настоятели. С чем это связано?

— Настоятель должен быть не только хорошим священником, но и эффективным менеджером — хорошим организатором, строителем и управителем своего прихода. Если мы видим, что проходит много времени, а в приходе мало что меняется, строительство не продвигается, людей в храме мало и дальнейшего развития не видно, то назначается новый настоятель. Так было в ряде приходов епархии, в частности, в Кировске, Кличеве и в двух приходах Бобруйска: Ильинском храме и Кафедральном соборе. Кафедральный собор у нас и есть благодаря бывшему настоятелю. Он его принял в качестве плавательного бассейна и сдал в качестве Кафедрального собора, который украшает город. Но нужно двигаться дальше. Интерьеры Кафедрального собора оставляют желать лучшего. Внутренняя деятельность прихода, а именно работа с людьми, с молодежью, воскресная школа, хор также оставляют желать лучшего. Когда наступил процесс стагнации, стало понятно, что нужны перемены…

— Может быть, человек просто устал…

— Я тоже так думаю. Но дело от этого страдать не должно. А нужно заниматься вопросами влажности в соборе, от которой страдают стены, иконы, облачение, нужно делать вентиляцию и вообще заниматься обустройством храма, который является очень популярным в городе. В воскресный день в нем всегда много людей. Но нельзя останавливаться на достигнутом, нужно двигаться дальше. Собор является визитной карточкой и города, и епархии. Молодые, вновь назначенные настоятели имеют хорошее образование, оба проходили стажировку за рубежом, один — в Германии, другой — в Швейцарии. Настоятель Свято-Ильинского храма является магистром Афинского университета, сейчас пишет докторскую. Это люди, которые знают, как организовать работу. Дай Бог, чтобы у них получилось!

— А куда переводятся прежние настоятели?

— Каждый случай индивидуален. По-разному может быть. Например, может остаться в том же приходе, но не в должности настоятеля. Может быть переведен в другой приход не в качестве настоятеля или настоятелем в сельский приход, но это тоже под вопросом. Потому что сегодня в нашем восточно-белорусском селе нужно работать еще активнее, чем в городе. Нужно быть и миссионером, и просветителем, заниматься и храмом, и людьми.

— А есть ли у священников такое понятие, как выход на пенсию?

— У нас в епархии выходов на пенсию еще нет. Самый почтенный по возрасту священник — в Осиповичах, ему еще нет 60 лет. Вообще, Уставом Русской православной церкви не предусмотрен для священников выход на пенсию. И часто они служат в приходах до конца своих дней. Вот для епископов положен возраст выхода на пенсию — 75 лет. В 75 лет он пишет прошение Святейшему Патриарху, Синоду о почислении на покой. Это прошение рассматривается, и деятельность епископа может быть продлена еще на какое-то время. Но для священников ограничительного возраста нет. Они получают общегражданскую пенсию, как и все люди, но могут продолжать служить.

— Когда церковь возвращалась, 90-е годы были временем энтузиазма, самопожертвования. Сейчас ситуация изменилась, мы стали жить лучше. И порой люди видят, как настоятели храмов покупают себе дорогие автомобили. Как нужно к этому относиться прихожанам? И еще один вопрос. Как формируются доходы настоятелей, и как устанавливается их заработная плата?

— Наши приходы — самостоятельные юридические лица. Они самостоятельно ведут финансовую сферу деятельности. Есть приходы с большим доходом, есть с меньшим. Так было всегда, и до революции так было. Городские приходы были более сильные, там больше людей, деревенские в финансовом плане слабее. Из художественной литературы мы знаем примеры, когда деревенские священники едва сводили концы с концами и жили своим участком, своим домашним хозяйством. Сегодня деревенским священникам тоже сложнее, чем городским. У нас есть священник в Турках — отец Елисей. Он занимается пчелами и говорит, что не зависит от приходских средств. Наоборот, сам помогает приходу, потому что там идет строительство храма. В городе, конечно, ситуация иная, много людей, активная посещаемость храмов. Вместе с тем у многих священников в Бобруйске еще нет своего жилья. Что касается этой постоянной темы об автомобилях… Считаю, что во всем нужно чувствовать меру. Автомобиль не должен быть средством демонстрации своих возможностей. Но должен быть достаточно надежным, чтобы священник мог заниматься работой в приходе, а не ежедневным ремонтом транспортного средства. Кстати, ни у одного бобруйского священника нет дорогого автомобиля. Если говорить о епископе, то вся его жизнь в движении. Слово «епископ» переводится с греческого как «наблюдающий», «надзирающий». Чтобы наблюдать за своей епархией, нужно постоянно посещать приходы, которые находятся на расстоянии десятков километров друг от друга. Вот исходя из этого должны быть требования к автомобилю.

— Возле храмов часто видишь надпись, что подавать милостыню за оградой не благословляется. Почему же не следует подавать милостыню человеку, который об этом просит?

— К этому вопросу нужно подходить и сердцем, и разумом. Чтобы не было эксплуатации добрых чувств людей. Вспомните Паниковского, который в Киеве на Крещатике изображал слепого. В крупных городах, в Москве, например, существуют целые кланы, которые занимаются попрошайничеством, эксплуатируя детей. У нас есть в епархии социальный отдел, в приходах приветствуется социальная деятельность. И само епархиальное управление занимается социальной работой. При Кафедральном соборе в определенные дни распределяется одежда, желающие могут ее получить. Я за конкретную, адресную помощь. Часто бывает, что человек, который действительно нуждается, не решится стоять с протянутой рукой на улице.

— Как можно стать участником паломнической поездки?

— В епархии есть паломнический отдел, который их организовывает. Некоторые приходы тоже организовывают поездки. Совершаются паломнические поездки по Могилевской области, где есть много объектов, которые стоит посетить каждому, по Беларуси — в Полоцк, Жировичи. Были поездки по самым значительным для христиан местам, которые не очень далеко расположены. Это Киев, Смоленск, Почаев. О предстоящих поездках появляется информация на нашем сайте, в храмах есть объявления.

— Владыка, во многих странах введен мораторий на смертную казнь. Беларусь пока к этому не присоединилась. Каково ваше личное мнение об отмене смертной казни и какова позиция церкви?

— Вопрос сложный. Церковь так должна работать, так проникать в души людей, чтобы люди сами поняли и пришли к решению, что это неприемлемо. Республика Беларусь не находится вне времени и вне пространства. Думаю, что наша страна со временем откажется от смертной казни.

— Какие есть пожелания, наставления прихожанам храмов Бобруйской епархии и всем людям, которые живут на ее территории?

— Тем, кто ходит по воскресеньям в храм, мы постоянно стараемся доносить сокровища нашей веры в храме. А тем, кто редко ходит, хочу сказать, чтобы они не поддавались внешним впечатлениям, которые их могут оттолкнуть от церкви, а старались вникнуть в настоящую духовную жизнь, чтобы нашли для себя главное, что есть в церкви, и что церковь уже две тысячи лет несет людям — это любовь и жертвенность. Хочу пожелать, чтобы они стали настоящими учениками Христовыми и чаще встречались в храмах за евхаристической трапезой — причащением святых Христовых таинств. Это то, что и делает нас всех церковью.

— Благодарим вас, Владыка!

Татьяна НОВИК,

Андрей ЛУЦ

Фото Александра ЧУГУЕВА

ИНТЕРВЬЮ ЕПИСКОПА БОБРУЙСКОГО И БЫХОВСКОГО СЕРАФИМА ИНТЕРНЕТ-САЙТУ ЯКУТСКОЙ ЕПАРХИИ

Епископ Бобруйский и Быховский Серафим: «Мы по-прежнему едины. Несмотря ни на что!»

- Пусть наши народы разделены государственными границами, но проблемы у молодежи России и Белоруссии во многом схожи. «И главная из них – это выбор пути, который в конечном итоге определит всю дальнейшую жизнь», – заметил епископ Бобруйский и Быховский Серафим. Он принял участие в работе Первого съезда православной молодежи "Посвятить свою жизнь Богу и Отечеству", который открылся в Якутске 20 апреля. И ради этого оставил позади почти 9 тысяч километров по территориям двух государств!

– Путь оказался дальним, но конечная цель того стоила. В Якутии я никогда не бывал, хотя много читал о ней. Так что всегда хотелось посмотреть, как здесь живут люди, насколько уцелели церкви, как идет работа с молодежью, чему можно поучиться и т.д. Кроме того, нас связывает давняя дружба с Владыкой Романом. Мы с ним во многом похожи – оба из сферы духовного образования. Сейчас я работаю первым проректором Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета. А до этого много лет преподавал в духовной семинарии, занимаясь, как и Владыка Роман в пору своего проректорства в Ставропольской духовной семинарии, сферой духовного и богословского образования. Не скрою, и на съезде, и на богослужениях мне было особенно приятно видеть именно якутскую молодежь, якутских священников. Впечатлило то, что на богослужение в Якутской духовной семинарии собралось около 200 молодых людей из разных районов Якутии. Это лишний раз иллюстрирует, насколько многонациональна наша Церковь – она объединяет людей самых разных культур.

– Владыка, насколько позитивно относится к православию белорусская молодежь? Особенно, если учесть близкое соседство, к примеру, с Польшей, где активна католическая церковь…

– Достаточно позитивно! Хотя с одной стороны в Белоруссии до сих пор очень сильны последствия советской антирелигиозной работы, поскольку в свое время республика являлась как бы опытной площадкой для того, чтобы покончить с этим навсегда. А с другой стороны, конечно, сказываются и особенности ее географического положения. Ведь Белоруссия находится практически в центре европейского континента: от Минска до Вильнюса – два часа езды. До Варшавы ближе, чем до Москвы. На западных рубежах она граничит с Польшей, где католическая церковь активна была всегда. И потому в западных районах республики процессы такого влияния не новы: они идут на протяжении нескольких веков. Там присутствует и традиционное католичество, и польское католичество. Однако по статистике 80% верующих белорусов относят себя к православным. Среди них много молодых. У нас 11 самостоятельных епархий, которые и составляют Белорусский экзархат Русской Православной Церкви. Стоит сказать и о том, что в Белоруссии, где проживет около 10 млн. человек, две семинарии. Действует Белорусское объединение православной молодежи – его работу курирует один из наших епископов. Они проводят регулярные встречи, собрания, разные мероприятия...

– Какие проблемы перед белорусской молодежью сегодня стоят особенно остро?

– Проблема у молодых всегда одна – это проблема правильного жизненного выбора. Молодость – это определяющая пора. Потом все будет гораздо легче. А вот эти годы – они самые ответственные. Вот почему мы так жалеем ребят и девчат, сопереживаем им, хотим, чтобы выбор был сделан верный… Хочется, чтобы каждый из них нашел себя, смог бы реализоваться во всей полноте. Чтобы рядом с ними были люди, которые бы понимали, любили, принимали со всеми плюсами и минусами… И, честно говоря, нынешним молодым я не завидую – им сейчас очень тяжело.

– Но ведь у каждого времени – трудности свои…

– Да, но сегодня у человека столько всяких предложений и возможностей, что сбиться проще простого. В этом и состоит трудность самоопределения, сложность выбора стартовой черты. Потому что после нее задается определенный алгоритм действий. И единственный фундамент, единственная основа, имея которую, можно избежать ловушек, – это вера. Вот почему я очень рад, что белорусское общество не очень коснулась та разнузданная компания, которая в последнее время развязана против Церкви в ряде российских Интернет-изданий. Кому-то очень не хочется, чтобы после периода атеистического безвременья Церковь продолжала восстанавливать свои позиции в обществе. Во всяком случае, лично я не почувствовал, что белорусы были бы этим как-то впечатлены. А вот что я действительно видел, так это то, что на богослужениях в Страстную седмицу и на Пасху народу в храмах было намного больше, чем в прошлом году. А в прошлом году – больше, чем в позапрошлом. И люди приходили не просто посмотреть на крестный ход, а потом разойтись по домам, съесть по яйцу и выпить чарку. Наш кафедральный собор был полон, и люди стояли до конца. Так что вера по-прежнему остается одним из тех главных факторов, которые консолидируют людей, разделенных границами. У тех, кто исповедует православие, один менталитет, одни взгляды на жизнь, семью. Один язык, потому что белорусы в основном говорят по-русски. Мы по-прежнему абсолютно едины. Несмотря ни на что!

Елена Воробьева.

По материалам официального сайта Якутской епархии.

ИНТЕРВЬЮ ЕПИСКОПА БОБРУЙСКОГО И БЫХОВСКОГО СЕРАФИМА ОТ 16 МАРТА 2012 ГОДА БЕЛТА

Бумажные и электронные книги должны мирно сосуществовать

От папируса до цифры

Еще со времен СССР мы привыкли к фразе "Книга - лучший подарок". Наверное, не стоит дарить одни только книги, но вряд ли без них можно обойтись. Книга - это источник знаний, средство воспитания, способ развлечения и даже хранилище священного. Например, в эти дни православные христиане отмечают самый значимый праздник - Воскресение Христово. Как раз на книжном наследии, которое оставили христианские апостолы и апологеты первых веков, а не только на преданиях Церкви основывается понимание Пасхи как центральной даты религиозного календаря. До сих пор чувствуется, какое большое влияние оказала Библия на культуру многих народов, до сих пор это самая обсуждаемая книга. Именно об этом идет речь в интервью корреспонденту БЕЛТА первого проректора Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ, епископа Бобруйского и Быховского Серафима.

- Расскажите немного о музее Библии, который сейчас создается в Институте теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ. Чем он может быть полезен людям?

- Мы не первые, кто открывает такие музеи. Они, конечно же, есть и в других городах и странах. Когда я еще был студентом Минской духовной семинарии, то посетил впервые подобный музей в Иосифо-Волоцком монастыре. Он находится под Волоколамском в Московской области. Музей на меня тогда произвел большое впечатление... Есть такие музеи и на Западе, в Штутгарте например. Но в Минске такого не было, хотя все к этому располагает. Ведь есть же у нас теологический институт в Белорусском государственном университете. Все-таки Библия сыграла немалую роль в формировании менталитета и культуры нашего белорусского народа. В нашем музее мы будем размещать различные издания Библии. Это и древние экземпляры, и новые. Они будут на разных языках. Сейчас существует около 400 переводов Священного Писания. Наверное, уже на все языки мира его перевели. Такого не скажешь ни о какой другой книге. Причем, как известно, есть целый ряд переводов Библии и на белорусский язык.

- Если есть уже не один перевод на белорусский, зачем над очередным из них работает сейчас Библейская комиссия?

- Комиссия спокойно, без спешки занимается этим переводом. Сейчас работа идет над книгами Нового Завета. Ну а те переводы, которые уже есть... Они же разного качества. Перевод Библии на современный язык - очень сложное дело. Нужно обладать и филологическими знаниями, и богословскими, и историческими. Очень редко один человек может совмещать в себе все это, поэтому переводом занимается комиссия.

- Сейчас есть не только бумажные издания Библии, но и специализированные сайты. Люди читают Писание, да и другие книги с электронных устройств: смартфонов, планшетов. Все это порождает споры вокруг темы: можно ли менять "живую" книгу на "мертвую" электронную. А вы как считаете?

- Естественно, человечество не стоит на месте в способах передачи информации, знаний и культурного свидетельства. Вот давайте возьмем, к примеру, первых христиан. Священное Писание у них было в виде свитков, папирусов. Затем стали использовать и пергамент, что кстати очень дорого. Это же все-таки кожа животных. Потом не будем забывать, что книгопечатания тогда не было. Переписывали от руки... И еще такой интересный момент. Считается, что переход от свитков к книгам в их современном виде связан именно с распространением христианства. Евангелие оглашать в храме удобнее из книги, нежели из свитка, который очень непрактичен. Его нужно все время раскручивать и закручивать. С появлением печатного станка стало еще удобней. Сначала Иоганн Гутенберг изобрел способ книгопечатания подвижными литерами. Потом Франциск Скорина и диакон Иван Федоров, который также работал на территории ВКЛ, принесли это замечательное изобретение на наши земли. Оба они печатали именно книги Священного Писания. Вернемся к планшетам. Мое отношение к тому, что помимо книг есть и такие устройства, - положительное. Не знаю, можно ли полностью заменить книги электроникой. Наверное, хорошо, когда существует и то и другое. Лично я пока не перешел на планшет и читаю книги в печатном виде. Мне легче, и для глаз лучше. Не привык к планшету пока. Но повторюсь - я не против таких устройств.

- А если это не просто книга, а электронный молитвослов? Как на это смотреть с точки зрения канонов?

- Вы знаете, что не запрещено, то разрешено. Я не против, но мне лично ближе обычный молитвослов, который можно в руке держать. Да и в церкви на богослужениях мы используем книги, которые издаются в прежней традиции.

- Сегодня ведутся дискуссии и о роли Интернета, в том числе в образовательном процессе. Одни говорят, что студенты там воруют тексты для наполнения своих курсовых и дипломных работ, другие - что нужно уметь пользоваться глобальной сетью, она может стать хорошим подспорьем в научной деятельности, что необходимо пользоваться уже имеющимися электронными базами для борьбы с плагиатом. Какой у вас взгляд на проблему?

- Далеко не все в Интернете присутствует. Очень много информации можно найти только в библиотеках и архивах. Это касается в том числе и документов, которые уже целые столетия никто не видел и не держал в руках. Огромное значение для науки имеют факты, когда эти документы и материалы вводятся в научный оборот. Поэтому далеко еще Интернету до того, чтобы покрыть все, что существует в бумажном виде. Да, что-то уже отсканировано, но очень многое еще лежит и пылится. А некоторые студенты, конечно, пользуются готовым. Вообще человеку свойственно идти по более легкому пути, вот и пользуется всем, чтобы сэкономить время и средства при написании дипломной или курсовой работы. Интернет предлагает огромные возможности, чтобы скомпилировать работу на среднем или даже хорошем уровне. Но Интернет может быть полезен для молодого ученого как инструмент общения и поиска контактов. Если же говорить о Священном Писании, то можно за две минуты найти нужный его перевод. У нас в Греции (епископ учился с 1994 по 1999 год на богословском факультете Фессалоникийского университета имени Аристотеля. - Прим. БЕЛТА) был даже предмет такой - Священное Писание в Интернете.

- Может ли Библия рассматриваться только как литературно-художественный памятник, источник сведений для ученых-иудаистов?

- Библия - это действительно литературно-художественный памятник, но только с одной стороны. Там масса материала по истории Израиля и вообще народов Ближнего Востока, множество других сведений. Для верующих же это в первую очередь Слово Божие. Через человеческий язык Бог несет свое свидетельство. Мы говорим, что Священное Писание - богодухновенная книга, то есть писатели - люди, но они находились под вдохновением Бога.

- Отношение к Библии бывает настолько трепетным, что некоторые христиане даже с иронией говорят о других своих собратьях: "Они Библию не читают. Они ее целуют". Что скажете на это?

- К Библии, конечно, не нужно относиться как к идолу. У нас в Церкви Библия играет огромную роль. Но не только Писание важно. Важна еще и традиция, которая передается из уст в уста, важны книги богословов, древних учителей Церкви: Блаженного Августина, Василия Великого, Григория Богослова и т.д., участие в жизни Церкви.

- Помимо книг современные апологеты христианства снимают фильмы, ведут передачи на радио. Может ли это заменить тексты

- Человек - сложное существо, которое состоит из души, тела и духа. И вот Божие свидетельствование, наверное, современными средствами тоже должно передаваться. Вот мы с вами уже об Интернете в этом плане говорили. Но все это не может заменить живой опыт общения с Богом в молитве, участие в богослужении и таинствах.

- Бытует мнение, что греческий - это как бы основной язык ранних апологетов и вообще "базовой" христианской литературы. Корректно ли так говорить? На каких еще языках писали и проповедали в первые века христианства?

- Действительно, книги Библии были написаны на разных языках. Ветхий Завет первоначально - на древнееврейском, а все книги Нового Завета - на греческом. Единственное, есть сомнения на счет Евангелия от Матфея, которое, по мнению большинства специалистов, сначала было написано на еврейском, но очень быстро переведено на греческий. Не нужно забывать вообще, что были различные ранние переводы Писания. Они тоже имеют очень большое и важное значение. Это переводы на армянский, сирийский языки и т.д. Вспомним и так называемую Вульгату - перевод Библии блаженного Иеронима на латинский язык. Конечно, не менее важен знаменитый перевод на славянский Солунских братьев Кирилла и Мефодия. Письменность у славян появилась именно ради передачи и распространения книг Священного Писания и христианского богослужения.

- Почему на Востоке была традиция не самому писать текст, а диктовать писцу или ученику? Действительно ли так были написаны все Евангелия, а также послания апостолов и Деяния?

- На Востоке не было принято писать самому. Использовали учеников или даже рабов. Писать было технически непросто. Нужно было царапать по папирусу. Это достаточно кропотливый труд - держать папирус, который скручивался, да еще и что-то записывать. Действительно, апостол Павел, например, диктовал свои тексты ученику. Разница между стилем некоторых посланий этого апостола как раз и объясняется тем, что помогали разные ученики. Более того, современные ученые считают, что апостол Павел не диктовал слово в слово. Скорее всего, он говорил быстро, импульсивно, а ученик записывал то, что казалось самым важным. Павел просматривал итоговый текст, и если был согласен, то уже собственноручно ставил подпись. И это видно в самих текстах посланий. Они заканчиваются такими фразами: "Мое, Павлово, приветствие собственноручно". А в конце послания к римлянам есть такие слова: "Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание".

- Эти тексты и другие части Нового Завета неоднократно переписывались. Каким годом или веком датируется самый древний экземпляр из найденных?

- Вероятнее всего, это папирус Р-52 - фрагмент Евангелия от Иоанна. Примерная датировка - начало 2-го века от Рождества Христова. Кстати, если кто-то интересуется вот такого рода находками, то очень интересно в этом плане почитать о Кумранских рукописях. Они дали очень важные сведения об атмосфере, в которой создавались библейские тексты. Были найдены древнейшие свидетели библейских книг.

- Археологи находят и немало апокрифов, то есть текстов ранней христианской эпохи, которые в итоге не вошли в Новый Завет. Почему Церковь не признала их каноническими? Как распознать апокриф?

- В первые века христианства было достаточно большое число апокрифов. Эти тексты касались и жизни Христа. Но нужно понимать, что главные критерии для включения в канон - это соответствие нравственному учению Церкви, ортодоксальность текста, его апостольское происхождение и общецерковное принятие. Уже во 2-м веке большинство книг Нового Завета, которые мы сейчас знаем, входили в канон. Также почти все новозаветные книги упоминал епископ Афанасий Великий в 4-м веке. Тогда же прошли и два Карфагенских собора, на которых приняли все книги Нового Завета, но еще были споры по поводу Апокалипсиса. Надо сказать, что Апокалипсис вызывал сомнения из-за своей таинственности и сложности, но в конце концов был принят на Шестом Вселенском соборе в 7-м веке в качестве канонической книги. До сих пор в нашей Церкви это единственная книга Нового Завета, которая не читается на богослужении. Но она, тем не менее, тоже Слово Божие. Нужно просто правильно его понимать, знать ряд вещей. Эта книга нередко притягивает мистически настроенных людей. В таинственных образах, которые там есть, часто видят конкретные исторические сюжеты и личности. Даже говорят о Ленине, Сталине, Гитлере и так далее. Другое дело, что, конечно, абсолютный богоборческий режим - это от Антихриста. В каком-то смысле одно из толкований, о котором я сейчас упомянул, бывает порой и уместно, но не совсем. Кроме того, сегодня нам непонятны некоторые образы и примеры. Мы не знаем той атмосферы, в которой был создан апокалиптический жанр. Ведь это был действительно целый жанр в иудейской литературе. Примерно в 1-м веке до Рождества и в 1-м веке после было много таких иудейских апокалипсисов. И вот у нас есть христианский Апокалипсис. Он был дан для утешения первых христиан в виду предстоящих страшных гонений и кровопролитий. И кстати в Апокалипсисе, в первую очередь, изображается богоборческая сила Римской империи, которая хотела свести на нет христианскую проповедь. Но это только один пласт книги. В Апокалипсисе говорится о Втором Пришествии. Первые христиане ожидали, что оно будет скоро, это чувствуется и в текстах апостольских посланий, и в Евангелиях. Но в том же Писании сказано, что никто не знает точного времени, когда это будет. Мы всегда должны быть готовыми в этом плане.

- Что бы вы хотели пожелать верующим в пасхальные дни?

- Пожелал бы как можно более радостно прожить пасхальные праздники, которые несут в себе заряд жизни, радости, оптимизма и надежды. Все это должно стать содержанием нашей жизни. Пасха в наших широтах как бы иллюстрируется приходом весны. Все оживает и расцветает. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, жизнь жительствует! Поэтому и хочется пожелать всем весеннего пасхального настроения и более тесного соприкосновения с Церковью, которая уже более двух тысяч лет несет пасхальную радость миру.

Василий МАЛАШЕНКОВ

 
     

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru RATING ALL.BY

© 2008 bobruisk.hram.by Бобруйская епархия Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата