|
23.08.2008 | Итоговый документ заседания комиссии по канонизации |
Сбор информации о безвинно репрессированных священнослужителях и верующих, родившихся, служивших, или пострадавших в пределах нынешней Бобруйской епархии, происходит по следующим направлениям: - систематизация сведений на основании собеседований с людьми, которые помнят либо знают от других о фактах репрессий; - исследовательская работа на основании уже опубликованных материалов, касающихся репрессий; - сотрудничество с органами КГБ; - работа в архивах; - работа с Интернет-ресурсами. За время работы Комиссии по канонизации святых Бобруйской епархии по этим направлениям установлены имена и краткие жизнеописания более чем 90 священно- и церковнослужителей, пострадавших в годы гонений. В этой связи предполагаются следующие действия: - публикация этих материалов в прессе и в Интернете, с целью дальнейшего сбора сведений; - составление Синодика священнослужителей, за веру пострадавших в годы гонений, служение соборной панихиды (например, в день Собора новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви); - создание экспозиции фотографий репрессированных; - создание карты действующих и разрушенных храмов Бобруйской епархии, на которую были бы нанесены имена и время служения священнослужителей, пострадавших в годы гонений. - составление полного списка пострадавших, включая большое количество мирян (уже сейчас можно говорить о сотнях и тысячах пострадавших прихожан, ибо арест священника практически всегда сопровождался репрессиями паствы); - увековечение памяти пострадавших (например, установкой памятного знака возле места мучений и смерти многих – здания тюрьмы НКВД, ныне руины гостиницы «Березина»); - сосредоточиться на сборе материалов для канонизации святого (святых) Бобруйской епархии. В этом плане можно привести следующие рассуждения: Древними каноническими правилами канонизации являются святость жизни (либо мученический подвиг), почитание народа церковного и чудотворения. Опыт показывает, что среди нынешних канонизаций новомученников очевидно выдерживаются лишь первые два критерия. И это отчасти оправдано тем, что для сбора фактов чудотворения уже необходим опыт почитания: написание иконы, служение молебнов и т. д.
Но в подавляющем большинстве случаев основанием для канонизации служили архивы НКВД-ОГПУ, что само по себе является парадоксом: известна лживость этих структур, подверженность их политическим веяниям. Можно также говорить о сложностях канонизации святых пространным списком, что имело место в 90-х годах минувшего столетия в России: в этом случае образ святости размывался, почитание воздавалось как бы всем, и в общем никому. Более оправданным является опыт канонизации последних лет в Белорусской Православной Церкви: при явном и неоспоримом сонме новомучеников, канонизируется один или несколько святых от епархии, которые являются как бы предстателями от лика пострадавших и молитвенниками за ныне живущих. В этом случае им действительно воздается молитвенное почитание, несомненна и помощь Божия молитвами святых: «…просите, и дастся вам» (Мф. 7,7). Тогда логичны и дальнейшие действия по канонизации: написание образа, служение молебнов, составление службы, установление дней памяти как каждого святого, так и сонма пострадавших в Бобруйской епархии (например, в неделю 4-ю по Пятидесятницы, после недели Белорусских святых). Таким образом, в числе ближайших планов в деле канонизации – по воле Божией, сосредоточится на одном или нескольких именах из сонма пострадавших, собрать максимум информации для составления жития и готовить материалы для Белоруской комиссии по канонизации.
|
|