13.03.2013 | Особенности изображения Таинства Евхаристии в христианском искусстве |
Изучение церковной археологии, истории церковного искусства способно привести к изумлению многих современных христиан, воспринимающих ряд церковных обычаев и традиций как очень древнее установление. Я вспоминаю, как сам был немало удивлен тому, что традиция обязательного ношения наперстного креста всеми священнослужителями утвердилась только в 1898 году, т. е. немногим более 100 лет тому назад. Удивительным для многих может показаться различие в изображении Евхаристии, которое выявляется при сравнении современных и древних икон. Мы привыкли видеть над царскими вратами изображение прямоугольного стола, покрытого скатертью (кстати, скатерть - весьма древний элемент в иконографии Тайной вечери), в центре которого восседает Иисус Христос, окруженный апостолами. Однако древнейшие образцы изображения Тайной вечери имеют совершенно иную композицию. В истории сакрального христианского искусства изображения Евхаристии можно свести к нескольким типам. Во-первых, это символические изображения, свойственные раннехристианским памятникам. Во-вторых, это наиболее распространенный изображения последнего ужина Иисуса Христа с учениками, который в православной традиции принято называть Тайной вечерей. В-третьих - это литургические изображения причащения Христом апостолов. В-четвертых - это иконописные изображения Великого входа Божественной литургии, сочетающие реализм в представлении порядка совершения литургического чина и символизм в духовном восприятии литургии.
1. Символические изображения Евхаристии характерны для раннего периода истории христианского искусства. Их образцы представлены в монументальной живописи римских катакомб. Известный русский церковный археолог Н. Покровский даже выделял отдельный тип изображений катакомб, который связывал с литургией. Действительно, на стенах древних усыпальниц мы можем видеть виноградные лозы, изображение рыбы в виде приготовленной к принятию пищи, а также композиции, сочетающие в себе изображения рыбы и вина. Известно, что рыба была очень распространенным символом Иисуса Христа, который Сам Божественный основатель христианства использовал в чудесах, являвшихся прообразами Евхаристии. Катакомбы Домитиллы.
 

Виноградная лоза Изображения рыбы в римских катакомбах 2. Зачатки непосредственного изображения Тайной вечери можно видеть в росписях тех же катакомб, датируемых концом 2 - началом 3 века. Речь идет об изображениях братских трапез. Детали этих изображений, конечно, не позволяют видеть в них последний ужин Христа с учениками, но намеки на литургический характер представленных собраний очевиден. В катакомбах мы видим группу лиц, возлежащих (или восседающих) вокруг изогнутого стола, вкушающих хлеб и рыбу - евангельские символы Евхаристии. Именно такой изогнутый стол с возлежащими вокруг него участниками трапезы в течение столетий будет использоваться в иконографии Тайной вечери. 


Изображение агапы в Катакомбах Каллиста, 3 век Изображение агапы в римских катакомбах Присциллы, 2-3 век Непосредственные изображения Тайной вечери представлены уже в памятниках 6 века - Россанском кодексе, мозаике из церкви святого Аполлинария Нового в Равенне, где мы видим изогнутый стол в виде сигмы, во главе которого (т. е. с края стола) возлежит Иисус Христос, рядом с которым находятся 12 апостолов. В Россанском кодексе место Иуды, который протягивает свою руку к чаше, находится в центре стола. 
В равеннской мозаике сам стол покрыт скатертью. Сохранилось и изображение Тайной вечери на авории (резной табличке из кости), датируемое 5 веком, которое дает несколько иной тип иконографии, который закрепится во 2 тысячелетии. На авории участники трапезы восседают за изогнутым столом, причем Иисус Христос находится в центре стола. 
 Церковь святого Аполлинария Нового. Равенна, 6 век В последующие столетия иконография Тайной вечери будет претерпевать незначительные изменения. Многочисленные ее образцы можно найти в Евангелиях и Псалтирях (например, Хлудовская Псалтирь 9 века). 

Такой же тип изображения имеется и на эмалевом медальоне константинопольского дискоса 9-10 века. В начале 2 тысячелетия в ряде изображений меняется форма стола. На мозаике 12 века из собора святого апостола Марка в Венеции, которая в целом носит вполне восточные черты, участники трапезы восседают за прямоугольным столом, хотя сам Иисус Христос занимает традиционное положение - с края стола.  После 13 века изображения Тайной вечери станут более разнообразными, сочетая древние и новые черты. Такое же разнообразие существует и в современной православной иконографии, в которой периодически проявляется изначальная традиция изображения Тайной вечери. Вместе с тем, наиболее популярным и распространенным в Русской Православной Церкви стал западный тип изображения Тайной вечери, нашедший свое лучшее воплощение в знаменитой фреске Леонардо да Винчи. 
Тайная вечеря. Нерио Уголино, 14 век 
Ватопедский монастырь, Афон, 14 век

Поздневизантийский период 
Ватопедский монастырь, Афон 
Симон Ушаков, 1685 год 
Тайная вечеря, 1976 год |