|
15.03.2013 | Послание Патриаршего Экзарха на начало Великого поста |

Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Белорусской Православной Церкви Преосвященные архипастыри! Досточтимые отцы! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Милостью Божией, мы вновь вступаем на спасительный путь Великого поста, призванного уготовить нас к радостной встрече Воскресшего Христа, Сына Божия, Искупительной жертвой Своей спасшего нас ... не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, ... разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление (1 Тим. 1: 9-10). Более двух тысячелетий назад Господь пришел в этот мир, восприняв наше падшее во тьму греха естество, дабы взыскать и спасти погибшее (Лк. 19: 10). Будучи, по слову Писания, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха (Евр. 4: 15), Спаситель явил пример чистой и праведной жизни ради славы Божией и из любви к роду человеческому. Он пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти (1 Пет. 3: 18) и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4: 25). И если мы, ученики и последователи Христовы, желаем стать достойными сопричастниками духовных плодов Воскресения нашего Господа, если чаем наследовать вечное бытие и славу в Его Небесных Чертогах, - мы должны совершать течение нашего земного пути в чистоте, благоразумии ... в Духе Святом и нелицемерной любви (2 Кор. 6: 6). Увы, немощная природа человеческая неизменно уклоняется от стяжания вечных благ Божиих, устремляя наши сердца и мысли в область греха. Именно грех, совершенный по навету лукавого, привел нас к познанию смерти. Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8: 34), - свидетельствует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Мы же, как возлюбленные чада Божии, должны хранить в сердцах память о том, что рожденный от Бога, не грешит; но ... хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (1 Ин. 5: 18) и, руководствуясь этими словами, стремиться к воздержанию от греха в нашей жизни. И вернейшим средством обучения этому воздержанию служит издревле установленный в Церкви Христовой обычай поста. Со времен апостольских подвиг поста был неотъемлемой частью духовной жизни христиан, особым временем, когда человек, отлагая попечение о земном, устремляет свой взор к Небу. Пост - это не просто запрет на определенную пищу. Это уникальный духовный опыт, объединяющий усиленную общественную и домашнюю молитву, воздержание, прежде всего, от недостойных для христианина мыслей, желаний и чувств, а также время покаянного размышления человека над собственной жизнью. Неспроста в первый день Великого поста Святая Церковь вдохновляет нас на грядущий подвиг проникновенным призывом одного из величайших святых молитвенников, преподобного Андрея Критского: «Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься ... и принеси Богу в покаянии слезы» (из 1-й песни Великого покаянного канона). Покаяния не только как сожаления о грехах, но как волевого, деятельного стремления изменить себя в лучшую сторону. Лишь такой пост способен послужить нам во спасение. Пригласив дорогих друзей в гости, мы стараемся навести порядок в своём жилище и привести в благоприличный внешний вид самих себя. Чем больше любовь к ожидаемым, тем больше радости мы испытываем, когда гости появляются у нас на пороге. Однако ожидание праздника - это уже некое особенное радостное чувство. Это - тоже праздник! Поэтому, вступая в дни Святой Четыредесятницы, мы уже должны иметь в своих сердцах залог ожидаемой радости. Пост - не повод для уныния, поэтому Писание и говорит нам: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры... (см.: Мф. 6: 16-21). Напротив, он является действенным средством против уныния: Господь дает нам всем возможность очистить душу, у нас есть шанс, дарованный нам во Христе, - и разве это не повод, чтобы радоваться и дарить радость? Христос Воскресший - это самый великий гость в нашей душе, а поэтому и приготовление к Его встрече должно быть самым тщательным. По свидетельству Писания, молитва и пост - это лучшее, а иногда и единственное средство изгнания дьявольской скверны (см. Мф. 17: 21). Труд осознания нашей веры, добрые дела, чтение Слова Божия, посещение богослужений, участие в таинствах - вот слагаемые настоящего поста. Дорогие мои! Начиная наш путь к Пасхе Господней стезею молитвы и воздержания в грядущие дни Великого поста, потрудимся во всяком деле следовать примеру земной жизни Христа Иисуса, дабы предстать пред Воскресшим Спасителем с искренним сердцем, с полною верою ... очистив сердца от порочной совести (Евр. 10: 22). Простим все друг другу, оставив наши обиды. Угасим смирением пламень наших страстей, дабы украсить души добродетельной жизнью, совершаемой в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни (Иуд. 1: 21). Молитвенно испрашиваю всем нам благословения Божия и помощи Матери Божией в грядущих трудах молитвы и поста, дабы каждый из нас удостоился радости встречи светлого праздника Воскресения Спасителя нашего, Пасхи Христовой! С благословением, + Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Март 2013 года |
|