|
13.06.2014 | Интервью с настоятелем Никольского храма д. Свислочь |
В 2014 году исполняется 10 лет служения в сане священника клирика Бобруйской епархии протоиерея Андрея Клепчи, а также 10 лет его служения на приходе Свято-Никольского храма д. Свислочь - его первом и единственном приходе. Отрезок времени в 10 лет… Это часть сознательной жизни человека, которая стала частью жизни православного прихода.
Протоиерей Андрей Клепча родился в д. Тейковичи Кировского р-на Могилевской обл. в 1975 году. После завершения учебы в Мышковичской средней школе поступил в Высшее профессиональное училище декоративно–прикладного искусства г. Бобруйска, которое окончил в 1994 году с квалификацией «столяр-мебельщик». Далее служил в Вооруженных Силах Республики Беларусь. После увольнения в запас с 1996 года работал в г. Бобруйске по профессии. В 1997 г. поступил в Минское духовное училище, в 1998 г. окончил курс обучения, получив квалификацию «чтеца». Продолжил богословское образование в Минской духовной семинарии. Обучаясь на 5 курсе духовной школы, был рукоположен в священный сан. А по завершении учебы в семинарии 6 июля 2004 г. указом Преосвященнейшего Софрония, епископа Могилевского и Мстиславского, был назначен настоятелем Свято-Никольского храма д. Свислочь Осиповичского благочиния.
Рукоположение во иерея. Свято-Успенская Жировицкая обитель  -Отец Андрей, как Вы, выпускник профессионально-технического училища, имеющий светскую специальность, попали в духовную Семинарию и решили связать свою жизнь с церковным служением? - Мой личный приход в церковь состоялся в 90-е годы. После школы я поступил в Бобруйское художественное училище по специальности столяр-мебельщик. Во время учёбы я проживал у своих близких родственников. На моих глазах близкий мне человек за четыре года моей учёбы стал священником. Образ жизни, который он вёл ещё до своего рукоположения, мне нравился и был для меня примером. Я хотел, чтобы и в моей семье было именно так. Когда он стал священником, меня очень заинтересовало, что же его побудило сделать такой шаг. Я стал ездить с ним и помогать ему. Позже именно он посоветовал мне получить духовное образование. Однако я ещё не был готов принять такое важное решение. Я отслужил полтора года в армии и устроился на деревообрабатывающее предприятие «ФанДок» г. Бобруйска, где проработал еще полтора года. Уволился, чтобы поступить в Минское духовное училище. Толчком к принятию такого решения послужила поездка на остров Залит (Псковская обл.) к старцу протоиерею Николаю Гурьянову, где я и получил благословение на священнический путь. Внешний облик, все слова батюшки и та атмосфера, которая была вокруг него, настолько потрясли меня, что я больше не колебался в принятии решения. - Какими мотивами руководствовались Вы, выбирая путь священнослужителя? Сейчас в СМИ можно встретить разное…, в том числе и негатив в этом отношении: жизнь священника связывают с беззаботностью и повышенным благосостоянием… - Ещё в детстве я хотел помогать людям и даже говорил, что буду священником или юристом, хотя в полной мере я не понимал ни одной из этих профессий. Священство дало мне возможность воплотить заветную мечту. Что же касается беззаботности и благосостояния, то такого я нигде не видел. Помогая своему собрату-священнику, я постоянно видел заботу о том, как наполнить жизнь людей духовным смыслом, заботу о возведении храмов. Материальный же уровень жизни его и до, и после принятия сана ничем не отличался. Что касается меня, то говорить о том, что я выбрал этот путь ради какого-то комфорта, не приходится. В моём детстве, начиная с 1980 года, когда мне было уже пять лет, уровень жизни был достаточно высок. Мои родители, работники колхоза «Рассвет» К.П. Орловского, получили 2-этажную квартиру с удобствами, и у меня была отдельная комната. Детство моей жены протекало тоже в комфортных условиях областного города. Когда мы выбирали путь служения Богу, никаких социальных гарантий мы не получали. Попав по распределению на деревенский приход, мы кочевали с одного съёмного жилища на другое. И только через 2 года усилиями и заботой добрых местных людей мы смогли получить в качестве служебного жилья недостроенный дом без всяких удобств. Позже, после смерти моего отца, я забрал свою мать, продал родительскую квартиру, а на вырученные средства выкупил дом и начал его благоустройство. Так что детство моих четверых детей до 2013 года проходило без привычных даже самому среднему обывателю удобств. Мыться ходили к гостеприимным соседям, не говоря уже о туалете на свежем воздухе. Для взрослого здорового человека это, может, и ничего, а вот для детей да престарелой матери, особенно зимой, это было непросто. И мне было очень совестно, что я не могу обеспечить своих родных нормальными условиями проживания в 21 веке, тогда как даже моё детство было более комфортным. А как говорить о благосостоянии тех священнослужителей, которым, как военным, приходится переезжать с одного прихода на другой. Не успел обжиться, как переезжай да начинай по-новому. Когда я был на острове у отца Николая Гурьянова, где тот вёл самый скромный образ жизни, я испытал такую благодать, какую не могут дать никакие богатства земли. Вот то, к чему хотелось бы стремиться и приблизиться, хотя это и не просто. И, тем не менее, получив назначение на деревенский приход, я никогда не искал перевода в город. Это мой путь. - Сложно ли было поступить в семинарию? - Да, сложно, необходима была серьёзная подготовка. Но для меня это была уже осознанная цель, к которой я стремился всем сердцем. Несмотря на то, что в семинарию я пришёл после окончания учёбы в Минском духовном училище, где изучал различные специальные предметы, для того, чтобы поступить, мне понадобился ещё один год для подготовки – его я провел в стенах духовной школы, являясь слушателем подготовительного отделения. - Во время учебы в семинарии у воспитанников складывается свое видение будущего приходского служения. С какими неожиданностями столкнулись Вы, попав на приходское служение, о чем не думали, учась в духовной школе? - Учитывая, что в семинарию я поступил не со школьной скамьи, а уже отслужив в армии, поработав на предприятии, поучившись в духовном училище, каких-либо заоблачных фантазий об этом пути у меня не было. Да и само поступление не принесло никакого восторга. Когда человеку легко и с первого раза удаётся поступить, он ощущает некую эйфорию от достижения намеченной цели. Я долго и упорно готовился, не поступил с первого раза, год обучался на подготовительном отделении, много наблюдал за другими…, а когда поступил, мне было уже 23 года. Я понимал, что предстоящий путь нелёгок, но это тот путь, к которому у меня лежит душа. - Пригодились ли Вам в жизни профессиональные навыки, полученные в светском училище? - Да, конечно. Тот опыт, который я получил, помогает мне и теперь ориентироваться в делах, связанных с благоустройством храма. - Рукоположение в священный сан… Кто совершил Вашу хиротонию? - Обе мои хиротонии были совершены в стенах Свято-Успенского Жировичского монастыря в годы моей семинарской учебы. Дьяконскую хиротонию совершил епископ Новогрудский и Лидский Гурий, а иерейскую - митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. - Какие самые яркие моменты Вам запомнились после Вашего рукоположения в священный сан? - Самые яркие и волнующие впечатления и воспоминания связаны как с самой хиротонией, совершённой глубоко почитаемым мною Экзархом в актовый день семинарии, так и с первым богослужением в стенах Жировицкой обители. До меня здесь служило очень много священников, монахов, епископов. И вот я, грешный, соприкасаюсь этому литургическому священнодейству, приобщаюсь к молитвенной жизни Свято-Успенского монастыря. -Чем жизнь священнослужителя стала отличаться от прежней жизни, жизни мирянина? - Очень многое в моей жизни переменилось, можно сказать, в одночасье. Не успел стать семьянином, через полгода принял сан, а ещё через полгода у меня родился первый ребёнок, одновременно окончил семинарию и получил назначение на приход. Всё это просто перевернуло мою жизнь. На приходе пришлось уже думать не только о себе, но и о нашем общем деле. А вообще пополнил ряды тех, о ком всегда не прочь посудачить любители сплетен. Говорят, священник живёт за стеклянной дверью. Порой узнаёшь о себе такие вещи, о которых и сам никогда не помышлял. Кто их придумывает…? К примеру, подъехала к моему дому иномарка – значит, я приобрёл машину. Сосед обшил дом сайдингом – да это священник свой дом отгрохал за «наши» деньги (а эти «наши» даже в храм не ходят и дома-то моего никогда не видели). А мой дом помогал во многом отделывать мой тесть своими руками и другие родственники, кто своим трудом, а кто и лептой. - Вы в течение десяти лет окормляете сельский приход. Это большой отрезок жизни. Но как все начиналось? Как Вы оказались на этом приходе?
- В Семинарию я поступал по благословению архиепископа Могилёвского и Мстиславского Максима. К нему я должен был и вернуться на распределение. За время моей учёбы архиепископ Максим почил. Окончил Семинарию я уже в сане священника. Приехал в Могилёв, помолился на могилке владыки Максима, чтобы Господь определил меня туда, где я смогу принести больше пользы, и с такими мыслями явился к епископу Могилёвскому и Мстиславскому Софронию. И так совпало, что как раз в это же время к епископу Софронию приехали прихожане из Свислочи с просьбой дать им священника, поскольку приход их в очередной раз остался без пастыря.Малокомфортные условия сельской жизни, материальные трудности, отсутствие храма в привычном понимании, малочисленная паства – вот то, что сопровождает жизнь сельского священника каждый день. «Владыка, – просили свислочане, – дайте нам такого священника, который бы согласен был жить так, как и мы живём». Епископ Софроний благословил меня потрудиться на возрождённом сельском приходе. И я его полюбил. Да и меня самого приветливые здешние люди приняли очень тепло, помогая мне решать многие насущные мои проблемы и трудности. - Расскажите о Вашей первой встрече с Вашими прихожанами.
- Встреча с прихожанами состоялась в центре деревни, на поле, заросшем высокой густой травой. Возрождённый свислочский приход действовал на тот момент уже более четырёх лет. Бывшее здание амбулатории было передано безвозмездно нашему приходу и оборудовано под храм. С 2000 года там стала совершаться Божественная литургия. Но у людей было горячее желание построить новый храм. Этим желанием они только и жили: - Батюшка, надо храм строить, нам землю выделили. Часть блоков на фундамент мы уже привезли! А у меня только одно на уме: –Ни кола, ни двора у самого, а куда семью привезти? Но, коль приехал, надо строить. Мне доверили и поверили. И вот первое, что мы сделали, это скосили траву. Я от души смеялся, когда после этого мой коллега задал мне удивлённый вопрос: -А ты что серьёзно надумал храм строить? Смотрю, блоки завёз? А блоки здесь лежали уже давно, они всего лишь стали обозреваться благодаря скошенной траве. - Как Вы решились на строительство нового храма? Это Ваша идея или Вас обязали?
- Это и не моя идея, и никто меня к тому не обязывал. Но когда я пришёл на приход, люди жили этой идеей и этой мечтой. Не поддержать их мечту было бы преступлением. Хотя многие к нашему строительству относились как к безумию. Но молитвами и помощью святителя Николая Чудотворца, как видите, наша мечта сбылась. - Расскажите о строительстве храма… Откуда черпали идеи? Кто автор проекта? - Я уже говорил, что весь приход просто жил этой идеей. Все принимали активное участие и в сборе средств, и в поисках строителей, и в подготовке проекта, и в непрестанной молитве к нашему небесному покровителю. Проект был довольно сложный, районной материальной помощи было не достаточно, чтобы оплатить и материалы, и работу по тем расценкам, на которые рассчитывали строительные организации. Чудом нам удалось найти подрядную организацию, директор которой сам мечтал построить церковь. Благодаря Ивану Александровичу Барташевичу и многим людям, неравнодушным к делу возрождения духовной жизни, в нашей деревне появился красивый храм. Мы помним всех, благодарны им и молимся за них. - За этот период прихожан в храме стало больше?
- Прихожан стало раз в пять больше. Если первое время на службах могло быть человек шесть, то теперь около тридцати. А благодаря тому, что рядом находится санаторий, к нам стали заходить ещё и родители с детьми, отдыхающие в нем. - А молодежь? - Молодёжи очень мало. Основная масса молодёжи, окончив школу, уезжают из Свислочи. Чтобы здесь оставаться, нужны рабочие места. А их нет. - Что за эту десятилетнюю историю служения на приходе воспринимается Вами как Ваше самое большое достижение? Во-первых, это, конечно же, освящение храма. Во-вторых, увеличение числа прихожан. В-третьих, состав моей семьи. А в-четвёртых, изменение отношения местных жителей к храму и к священнику. Поначалу, как только я приехал, никто не верил, что я здесь задержусь дольше, чем 2 года. Так вот, когда этот рубеж перевалил, люди постепенно стали отзываться на просьбы и с уважением относиться к церкви и к священнику. Теперь меня воспринимают как местного жителя и постоянно приглашают на все общественные мероприятия. Хотя и теперь ещё находятся «знатоки» моих планов на будущее. Они регулярно, 1 – 2 раза в год, пускают слухи, дескать, я уезжаю. В таких случаях я прошу у обеспокоенных такими «новостями» прихожан уточнить у этих «пророков» дату моего отъезда, чтобы знать, на какое число брать билет (смеется). - Имея опыт приходского служения, будучи обремененным обычными приходскими и семейными заботами, Вы всё же решились продолжить богословское образование в духовной Академии. Что подвигло на такой труд, ведь это и дополнительная нагрузка, и заботы, и затраты времени, которого в нашей жизни, как правило, не хватает? Неужели семинарского образования не хватило для служения на приходе? - Семинарского образования для служения на деревенском приходе, может, и хватило бы. Но, как говорится, если человек не идёт вперёд, то непременно будет двигаться назад. Учёба в академии дала мне возможность регулярно бывать в Киево-Печерской Лавре, молиться у мощей множества святых угодников. Помимо того, я познакомился с замечательными людьми, духовенством из разных стран. Мы много общались, каждый делился своим практическим пастырским опытом, а это для меня очень ценно. - Семья священника… Это ведь особый статус, быть семьей священнослужителя. Как она участвует в Вашем служении? - Безусловно, моя семья помогает в меру своих возможностей и возраста. Жена и старшая дочь помогают иногда петь на клиросе. Обе дочери постоянно принимают участие в рождественских и пасхальных концертах, которыми руководит моя жена.
- Кем бы Вы хотели видеть Ваших детей в будущем? - Добрыми людьми, православными христианами. И если они решат посвятить свою жизнь на служение Богу и Церкви, конечно, я буду рад. Если они захотят служить людям и обществу, я тоже буду рад. Главное не кем, а как. - Какие Ваши планы на будущее? - Мечтаю построить воскресную школу, вокруг и внутри которой сконцентрировалась бы духовная и культурная жизнь нашей деревни, собиралась бы молодёжь, проводились бы межприходские встречи. Подробнее о нашей жизни можете узнать на нашем сайте http://svnikola.ortox.ru/ Беседовал с протоиереем Андреем Клепча пресс-секретарь Бобруйской епархии Павел Копылец 

Освящение Никольского храма и Божественная литургия
  

Средняя школа д.Свислочь 


 


|
|