Дорогой гость сайта Бобруйской епархии!

Позвольте обратиться к Вам с кратким приветствием и пригласить Вас к посещению нашей скромной странички в интернете, освещающей жизнь Бобруйской епархии Белорусской Православной Церкви.

Православная Церковь административно устроена таким образом, что состоит из епархий, управляемых епископами. В 2004 г. в Могилевской области была создана Бобруйская епар- хия, которая объединяет церковные общины, находящиеся на территории Бобруйска, Бобруйского, Быховского, Глусского, Кировского, Кличевского и Осиповичского районов.

Наша церковная область – одна из самых тяжело пострадавших в период планомерного уничтожения религии в СССР. Стоит отметить, что к 1939 г. в Восточной Беларуси был закрыт последний храм, которым оказалась Свято- Софийская церковь г. Бобруйска.

Православная Церковь лишилась всех своих храмов, монастырей, зданий, всей материальной базы. Были ликвидированы священнослужители, монахи и монахини, погибли сотни тысяч верующих людей. Однако Церковь пережила все лишения, преодолела все внешние и внутренние трудности и продолжает сегодня свое служение, которое призвано преображать и исцелять человека, приводить его к Богу, источнику жизни и смыслу бытия мира.

Хочется, чтобы мы вместе с Вами, с Вашей поддержкой сделали дальнейшие шаги в деле восстановления духовных традиций и продолжения христианской истории нашего народа. Сердечно приглашаю Вас к участию в проектах и жизни приходов Бобруйской епархии. Смело обращайтесь к священникам и верующим людям, и Вы никогда не пожалеете, что повернули свою жизнь к тому, что и так, я уверен, Вам всегда было близким и родным.

С уважением,
+ Серафим,
Епископ Бобруйский и Быховский

     
 
27.02.2015«Вера наша — вот единственное преступление, в котором нас обвиняют». Сегодня память святителя Георгия Конисского, архиепископа Могилёвского

Родился будущий святитель 30 ноября 1717 года и в крещении был наречен Григорием. Он принадлежал к древнему благочестивому роду украинских дворян. Древняя фамилия Конисских имела видных представителей в среде воинского и духовного звания. Отец его, Иосиф Иванович Конисский, был бургомистром г. Нежина.

До 11 лет Григорий воспитывался в семье, а затем был определен в Киево-Могилянскую Академию, которую закончил в 1743 году «с особенною похвалою». По окончании Академии, в возрасте 27 лет, принял монашеский постриг с именем Георгий.

«С юности он не готовил себя для славы мира сего и, подражая сроднику своему старцу Иову Конисскому, решил принять иноческий постриг и идти тесным путем, указанным Господом нашим Иисусом Христом», - сообщается в житии.

С 1745 года он служит преподавателем, а затем и ректором родной ему Академии в сане архимандрита Киево-Братского монастыря. Имя у архимандрита Георгия приобрело широкую известность в высшей южно-русской богословской школе как преобразователя курса богословия и как составителя программы преподавания академических дисциплин, стремившегося избавить их от средневековой латинской схоластики.

Значительный след в истории Церкви оставило архипастырское служение Георгия Конисского в годы унии.

К середине XVIII века в речи Посполитой, на территории Великого княжества Литовского оставалась лишь одна православная епархия с центром в Могилеве-на-Днепре.

В официальных кругах Польско-Литовского государства уже обсуждался вопрос об упразднении Могилевской епархии, а папа Римский прямо требовал изгнания православного епископа. «Да изгонится схизматик, яко насильник», — писал он коронному канцлеру Польши. До крайнего отчаяния доведен был Могилевский епископ Иосиф Волчанский, писавший в 1740 году в Синод: «Слезно прошу подати защищения или увольте меня от послушания».

В скором времени на Белорусскую кафедру был назначен Георгий Конисский . 26 августа 1755 года в Киеве состоялась его архиерейская хиротония.

26 октября епископ Георгий прибыл в Могилев. Взору епископа представилась страшная картина запустения: «Подъехавши к Могилеву, я, прежде всего, узрел свою кафедру по великому безобразию ее сравнительно с римскими костелами… Она была жалка, угнетена и зело задушена». Разрушенные храмы, нищета — все это осложнялось и духовным невежеством, как пасомых, так и пастырей.

Безграмотное священство, не знающее даже заповедей Божиих и числа Святых Таинств, не говоря уже о символе Веры и Законе Божием, — вот что встретил он в своей епархии. Причиной этого были правительственные запреты на духовное образование для православных, систематическое поставление на приходы по воле землевладельцев самых неподготовленных священников. Позднее в проповеди 1767 года в Виленском Свято-Духовом монастыре святитель с горечью восклицал: «Ныне кому неизвестно, в каком жалком виде наша благочестивая вера в сем государстве? Отнят у православных свет учения. В Великом Литовском княжестве хотя и осталась последняя Белорусская епархия, однако и сия большей частью расхищена… Школам и семинариям быть не допускают. Веру Православную в последней нищете и простоте исповедать не допускают. Гонят православный народ, как овец неимущих пастыря, или до костелов, или до униатских церквей — гонят не точию из домов, но и из церквей наших, приказчик бьет народ плетью, как скот гонят из хлева… И если поселяне или граждане слушать их учения и от веры своея отступать не хотят — тут они чинят ужасные угрожения и страхования: ставят висельницы, вкапывают столбы, возгнещают костры, розги, терния и другия мучительные орудия… Отлучив детей от матерей и матерей от детей, детей убо пред очима матерей и розги кладут, а матерей пред очима детей. Тут вопли и рыдания, каковы может быть токмо во время избиения младенцев от Ирода слышны были… Молчу о пастырех бедных, священстве нашем. Сколь многие из них изгнаны из домов. Сколь многие в тюрьмах, в ямах глубоких, во псарнях вместе с псами заперты были, гладом и жаждою моримы, сеном кормлены, сколь многие убиты и изувечены, а некоторые и до смерти убиты».

Но всё это не испугало нового архипастыря. Человек сильной воли и неукротимой энергии, прекрасно знающий польскую и белорусско-литовскую историю, гражданское право и судопроизводство, свободно владеющий польским языком, святитель мужественно вступил на великий подвиг апостольского трудника, защитника Православия.

Святитель Георгий понимал, что главная причина неустроенности епархии — это неподготовленность священнослужителей и духовное обнищание народа. Он поручает пяти сотрудникам, приехавшим с ним из Киева, толкование для народа в церкви Святого Евангелия, изъяснение Катехизиса, сам много проповедует, ведет административные и юридические дела, защищая свою паству и Православную веру. В 1757 году святитель Георгий открывает при Архиерейском доме типографию, переиздает для народа несколько сокращенный «Катехизис» в своем переводе и другие книги. Святитель неутомимо проповедует, уча не только основам веры, пониманию догматов Православия, но особенно христианской нравственности, покаянию. Его проповеди обличают развращенность, немилосердность, роскошь, безверие, гордыню, притеснение бедных, лихоимство в судах. Искусный оратор, он умеет говорить с народом просто и понятно. Твердо противостоит модному вольтерьянскому безбожию, не обходит и нравственные изъяны духовенства и монашества — нерадивость, корыстолюбие.

В 1759 году святитель открывает при Могилево-Братском Спасском монастыре школьные классы, а затем и Духовную семинарию, которая просуществовала до открытия в 1785 году штатной Могилевской Духовной семинарии.

Несмотря на тяжелое материальное положение, всячески изыскивает средства на большие строительные работы: достраивает и освящает в 1762 году Могилевский кафедральный Спасский собор, после 1772 года были построены каменные здания архиерейского дома, консистория, в 1784 — 1785 годах по замыслу святителя было построено прекрасное здание Духовной семинарии. На свои средства в пригороде Могилева Печерске строит церковь св. великомученика Георгия Победоносца. Постепенно ведется запрещенное ранее польским правительством строительство и ремонт приходских храмов. Но все это позднее, в итоге длительной борьбы святителя за права православных.

Чтобы документально обосновать права православных перед королем и в судах, епископ Георгий собирает свой знаменитый архив древних грамот и документов, в основу которого легли документы, испрошенные в архиве Коллегии иностранных дел России. Был организован также архив епархиальной документации. Устроение дел православной епархии вызывало беспокойство Речи Посполитой. Последовал запрет строить и ремонтировать православные храмы даже в Могилеве.

Жизнь святителя неоднократно подвергается опасности. Но он, желая «не показать себя… наемником, видящим волка грядуща и бегающим», решил открыто посетить приходы своей епархии.

7 июня 1759 года прибыл он в Оршанский Кутеинский монастырь, где служил Литургию, говорил проповедь, в которой предупредил паству, что миссионеры-доминиканцы, действующие в окрестностях, не от Христа посланы. Разъяренная толпа католиков окружила монастырь, стремясь убить православного архиерея. Спасая его от смерти, верующие тайно вывезли святителя на крестьянской телеге, прикрытой сверху навозом.

В ночь с 28 на 29 января 1760 года иезуиты, вооруженные ружьями, саблями, камнями и дубинками, напали на архиерейский дом и семинарию. Они учинили такой погром, что осажденные не знали, куда бежать. Сам епископ Георгий спасся в подвалах своего дома.

В 1762 году в Варшаве в ночь на 29 мая в соседнем с квартирой епископа Георгия доме внезапно возник пожар. Перекинувшееся пламя в один час уничтожило место жительства преосвященного, который «чуть живой да бумаги потребные мог спасти». «Станция наша с прочими домами сгорела и мы с великою шкодою чуть могли спастися», — писал епископ.

В 1768 году гонители снова предприняли покушение на святителя. Епископ Георгий отбыл в Смоленск, где находился в изгнании до 1772 года.

Помимо физических гонений, католики и униаты наводняли православные приходы и области сочинениями, в которых старались доказать, будто области эти издавна были католическими и униатскими, и Православие не имеет здесь никакого права на существование.

Впоследствии все пережитые трудности в Польско-Литовском государстве святитель Георгий выразил одной фразой: «Семнадцать лет боролся я с волками…» .

Вся жизнь святителя Георгия походила на жизнь кочевника. Защищая православных, он выезжал в Санкт-Петербург и Варшаву, писал многочисленные донесения в Синод и Екатерине — прошения о помощи и защите паствы, не оставляя ее без архипастырского попечения, руководя посредством писем, запросов и нарочитых посланцев. Три года святитель Георгий жил в Варшаве и юридически отстаивал права не только своей паствы, но и православных всей Юго-Западной Руси. В доказательствах своих он ссылался на трактат 1686 года о вечном мире между Россией и Польшей, по которому запрещались преследования и насилия православных. Русское правительство получило по трактату право наблюдения и вмешательства в отношения Польши к православным подданным.

16 июля 1765 года епископ Георгий добивается аудиенции у польского короля Станислава Августа и, вручая рекомендательную грамоту, произносит на латыни блестящую речь, в которой говорит:

«Вера наша — вот единственное преступление, в котором нас обвиняют. Мы христиане, но христианами же утесняемся за то, что мы не дерзаем толковать вечные Божие законы, согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем неба с землей, — за то, говорю, называют нас схизматиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницу, на раны, на позорную казнь и сожжение».

Речь была впоследствии переведена на европейские языки как образец защиты веротерпимости.

Святитель подал королю «Мемориал об обидах православных», где, наряду с другими пунктами, он апеллировал к трактату 1686 года, гарантировавшему неприкосновенность четырех православных епархий в Польше, из которых уцелела только одна, да и то страшно бедствует. При этом епископ Георгий приложил реестр всех случаев угнетения православных в Польше, происшедших с 1755 года, и список двух сотен отнятых униатами церквей. Король с участием отнесся к могилевскому архипастырю, но под влиянием агрессивного окружения, которое всячески тормозило справедливое решение, не исполнил своего обещания.


Большое значение в борьбе за права православных имела книга епископа Георгия «Права и вольность жителей греческого вероисповедания», в которой святитель собрал все постановления, грамоты и законы польских властей в пользу Православия и с большим дипломатическим талантом использовал их, отстаивая религиозные права православных, возвращение им храмов и монастырей, возможность добровольного возвращения в Православие тех, кто был насильно обращен в униатство или католичество. Противление католических кругов после ходатайства о белорусской пастве русского посла и проявленной королем благосклонности усилилось. Стремясь помочь заветному делу своей жизни, святитель Георгий на основе 3 пункта трактата разослал по всей Беларуси послание к желающим воссоединиться с Православием, чтобы до утверждения трактата они заявили о своем переходе в Православие лично ему или в городские суды.

Обращение святителя Георгия получило отклик в униатских кругах Полоцка, Десны и других городов. Многие приходы вместе со священниками возвратились в Православие. 23 февраля 1768 года Сейм утвердил Трактат вечной дружбы двух государств. Иноверцам в Польше были возвращены все гражданские и политические права наравне с католиками. Закончилась трехлетняя «варшавская миссия» Белорусского епископа. Но, как он и предвидел, трактат остался лишь на бумаге и только послужил к новому взрыву преследований православных.
Находясь в изгнании в Смоленске, святитель продолжает заниматься попечением о своей пастве посредством писем. В соавторстве с епископом смоленским Парфением (Сопковским) он составляет практическое пособие «О должностях пресвитеров приходских», очень нужное для священнослужителей. Это классическое произведение по вопросам литургики, проповеди и особенно пастырского богословия переведено на английский и другие языки.

Первый раздел Польши застал епископа Георгия в изгнании, откуда он 10 марта 1773 года был вызван в Санкт-Петербург. Отошедшие к России южные провинции Беларуси — Могилев, Орша, Мстиславль и Рогачев — составили теперь Могилевскую епархию, в которой и подвизался святитель до конца своих дней.

Деятельность святителя Георгия Конисского по защите Православия и воссоединению униатов не осталась без внимания: по образному выражению самого святителя, «за труды и непогоду» он был возведен в 1783 году в сан архиепископа и назначен членом святейшего Синода. Апостольские труды архиепископа Георгия не ограничивались только пределами Могилевской губернии, но распространялись на всю Беларусь и Украину.

Могилевский святитель ратовал о судьбе православных в Польше и после того, как его епархия перешла в состав Российского государства. Все жалобы православных из Польши в Синод, равно как и решения Синода, направлялись архиепископу Георгию, и он имел самое благотворное влияние на течение церковной жизни православных в самой Польше. Результатом ходатайства и трудов святителя Георгия было учреждение в Польше отдельной епископии для православных. Кандидатом во епископа святитель Георгий предложил своего воспитанника архимандрита Слуцкого Троицкого монастыря Виктора Садковского.

После присоединения в 1793 году к России средней части Северо-Западного края Польши униаты получили возможность возвращения в лоно Православной Церкви.

Незадолго до своей смерти архипастырь составил завещание, в котором выражалась забота о церковном богослужении, порядке в Церкви, о монашестве, о семинарии и делах епархии, о клире, пастве и благотворительности. Им был установлен порядок благотворения по субботам в городских церквях.

Святитель Георгий преставился 13/26 февраля 1795 года и был погребен в освященном им Спасском соборе г. Могилева. Над его могилой была прибита медная доска с эпитафией, составленной самим архиепископом:

Колыбель — Нежин, Киев мой учитель,

Я в тридцать восемь лет назван: Святитель.

Семнадцать лет боролся я с волками.

А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.

За претерпенные труды и непогоду


Архиепископом и Членом стал Синоду,


Георгий именем, я из Конисских дому,

Коню подобен был я почтовому.

Тут трупа моего зарыты кости.

В год семисотый пятый девяностый.

Господь сохранил тело святителя нетленным. Это было обнаружено впервые в 1812 году французами, искавшими в склепе оружие, и во второй раз в 1875 году при ремонте Спасского храма. В настоящий момент место нахождения мощей святителя неизвестно.


/ sobor.by/

 
     

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru RATING ALL.BY

© 2008 bobruisk.hram.by Бобруйская епархия Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата