|
14.03.2016 | Слово Преосвященнейшего епископа Бобруйского и Быховского Серафима на начало Великого поста |
Послание Преосвященнейшего Серафима, епископа Бобруйского и Быховского, к всечестному клиру, монашествующим и боголюбивой пастве Бобруйской епархии по случаю начала Великого поста 13 марта 2016 года Дорогие отцы, братья и сестры! Вот и миновали подготовительные недели, в течение которых святая Православная Церковь как заботливая и любящая мать предлагала нашему вниманию назидательные евангельские притчи, мысли святых отцов и умилительные творения церковных песнопевцев, приготовляя нас к главному событию литургического года – началу Великой и спасительной Четыредесятницы. Позади осталась неделя о Мытаре и Фарисее, с ее притчей о пагубности гордыни и богоугодности смирения, неделя о Блудном сыне и о Страшном суде, евангельские чтения которых повествуют нам о любви Отца Небесного к своему заблудшему созданию – человеку – и о неминуемом ответе, который даст каждый человек, а тем более христианин, о сделанных злых или не сделанных добрых делах. А также, Неделя об Адамовом изгнании, подводящая нас непосредственно к мысли о грехопадении первых людей и о покаянии, как необходимом условии для примирения с Богом.
Напомнив о необходимости стяжания спасительных добродетелей смирения и покаяния, милосердия и любви к ближним, святая Церковь учит нас, что первейшим и важнейшим условием вхождения в стадию Великого поста является примирение с окружающими нас людьми. Об этом Господь Иисус Христос говорит так: «ибо, если вы будете прощать людям согрешения, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». А также, искренность намерений: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, но когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим» (Мф. 6, 14-18). Поэтому воскресение, в которое мы испрашиваем друг у друга прощение и от сердца прощаем ближних, называется Прощеным.
Только после того, как мы от всей души простим друг друга и через покаяние примиримся с ближними и Богом, – учит святая Церковь, – мы можем перейти к следующей ступени – воздержанию и ограничению себя в пище и питии, удалению от развлекательных мероприятий, посвящению себя церковной молитве и участию в церковных таинствах. Согласно святоотеческому учению, человеческая природа состоит из трех частей: тела, души и духа. Преступив благую заповедь Божию, человек утратил общение с Творцом и, таким образом, расстроил отношения и с другими существами Божьего мира — ближним и природой. Но самый главный и плачевный результат грехопадения — расстройство внутренних сил и свойств самого человека, таких как разум, воля и чувства.
Утрата гармоничной соподчиненности сил человеческой природы привела к тому, что разум человека помутился, чувства и воля стали конфликтовать между собой. Единственным путем собрать воедино «расстоящиеся грехом естества» и подчинить их разуму стала кропотливая работа над собой при помощи поста, частной и церковной молитвы и участия в таинствах исповеди и Евхаристии. Поэтому смысл поста не только лишь в ограничении себя в питании, но, главным образом, в работе по укрощению наших телесных и душевных порывов и подчинению их разуму, который у христиан, как говорит апостол Павел, должен быть Христовым (1 Кор. 2, 16).
О пользе воздержания и внешнего ограничения своих чувств красноречиво говорит святитель Иоанн Златоуст: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?».
Таким образом, смысл поста не исчерпывается только пищевой диетой, которая, согласно святителю Иоанну Златоусту, полезна, приемлема и является «матерью здоровья телесного», но и служит внешним собирательным началом для более глубокой духовной работы – «смиряет тело, обуздывает беспорядочные вожделения, напротив, душу просветляет, окрыляет, делает легкою и парящую горé».
«Будем поститься телесно, будем поститься и духовно», – слышим мы призыв Церкви в преддверии Великого поста. Пост – это ограничение себя в пище и удовольствиях и, прежде всего, собирание себя воедино: укрепление воли, дисциплинирование чувств и эмоций, обуздание своих телесных и душевных страстей. Период Великого поста – наилучшее время для самоанализа и самоисправления, трезвения духовного и благотворения ближним. В этот период все наше помышление, – говорит святитель Иоанн, – да будет исключительно о том, «чтобы совершить истинный пост, то есть воздержание от зла».
Сегодня же, испросив друг у друга прощение и от всего сердца простив ближних, мы вступаем в сорокадневную стадию Великого поста, наиболее продолжительного, значимого и интенсивного по сравнению с другими церковными постами периода воздержания, как пути к преображению и обновлению нашего внутреннего человека, цель которого – духовное переживание события Христова Воскресения как нашего личного воскресения со Христом и во Христе.
Аминь |
|