|
Диаконское служение в Церкви. Интервью с диаконом Аркадием Андреевым. Дорогие братья и сестры, предлагаем вашему вниманию беседу с клириком Свято-Никольского кафедрального собора диаконом Аркадием Андреевым. Тема нашего разговора – «Диаконское служение в Церкви». – Отец Аркадий, расскажите, в чем заключается служение диакона в Православной Церкви? – Суть диаконского служения состоит в помощи священнику во время богослужения. В «Последовании диаконского служения» есть следующие слова, заповеданные еще апостолами: «Диакон да будет ухом, глазом, устами, сердцем и душею, ангелом и пророком епископа и пресвитера». Поэтому диаконы, по Преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:14). Один диакон совершать службу не может, он только помощник. В обязанности диакона входит в первую очередь организация богослужения, т.е. правильно заложить евангельское и апостольское чтение, согласовать какие-то нюансы богослужения с архиереем, настоятелем или в их отсутствии, со старшим священником и дать соответствующие указания пономарям. Также потребление Святых Даров после окончания Литургии, содержание в чистоте Престола и самого алтаря. Важно, чтобы в чистоте находились: Престол, Жертвенник, Священные сосуды, предметы и книги в алтаре. – Расскажите, как Вы приняли решение стать диаконом? – Богу было угодно, чтобы я родился в семье священнослужителя, и родители готовили меня с детства к служению Богу в священном сане. Но после окончания школы, захотелось по примеру моего крестного отца, протоиерея Виктора Волощука, поступить в музыкальное училище на духовое отделение. Только он окончил Новополоцкое музыкальное училище, а я поступил тогда в музыкальное училище города Витебска. Благодарю Бога за то, что он послал мне настоящих учителей: семью Ефимовых Игоря Владимировича и Ирины Викторовны. В лице Игоря Владимировича я увидел идеал педагога, который не уйдет даже после окончания урока, но будет со своим учеником и до самого закрытия учебного заведения, жертвуя свои личным временем, пока ученик не усвоит урок. – Спустя несколько лет изменились взгляды на жизнь, и появилось желание идти учиться в семинарию. Мой выбор пал на Московскую Духовную Семинарию, расположенную в Троице-Сергиевой Лавре. Во многом мой выбор предопределило трепетное отношение к Преподобному Сергию, игумену Радонежскому, чьи нетленные мощи почивают в Троицком соборе Лавры, возведенном на месте, где по преданию находилась келья Преподобного Сергия. – В школьные годы учеба давалась мне с трудом, и пример этого великого Святого вдохновил на новый этап жизни, дал надежду на помощь в учении. В житии Преподобного Сергия говорится, что в отрочестве, тогда еще отрок Варфоломей, испытывал сложности с учебой, отставая от своих сверстников, о чем он очень печалился. Но после встречи со старцем, который дал ему вкусить просфоры, все изменилось. Варфоломей пригласил старца домой, и перед вкушением пищи старец открыл Псалтирь и сказал: «Вкусим прежде пищи духовной, читай». Варфоломей стыдливо посмотрел на старца и сказал, что не умеет читать внятно и понятно. Но старец повторил: «читай». После этих слов отрок стал читать на удивление окружающим и самому себе без ошибок и запинаний. – Таким образом, по благословению нашего правящего архиерея, Преосвященнейшего Владыки Серафима, я направился учиться в Московскую Духовную Семинарию. Там, в Лавре, я впервые увидел красоту богослужения, понял, что молитвенное настроение службы во многом зависит от старания диакона, сослужащей братии и церковного хора. – С большой благодарностью вспоминаю годы, проведенные в Лавре Сергиевой. Господь свел с интересными людьми, на которых захотелось равняться. Первым из таких людей стал впоследствии старший протодиакон Московского храма Христа Спасителя Константин Барган. Поразило в нем то, что несмотря на прекрасный и мощный бас, он не кичился этим, но был всегда скромен и со всеми общался на равных. Самым лучшим примером для нас, диаконов, наверное, является Патриарший архидиакон Андрей Мазур. Более 60-ти лет он достойно несет и по ныне диаконское служение, украшая своим мощным голосом и придавая торжественность богослужениям. Он участвовал в хиротониях 137 архипастырей, которых он выводил из алтаря к кафедре Предстоятеля для произнесения архиерейской присяги. Он,по истине, являет собой уникальный случай мировой истории Православия, и является примером следования своему призванию.Этот удивительный, скромный человек удостоился в связи со своим 85-летием со дня рождения и 60-летием со дня диаконской хиротонии высшей награды Русской Православной Церкви – ордена Святого равноапостольного князя Владимира I степени, коим его наградил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Радуюсь, что моим наставником пения был игумен Никифор (Кирзин), кандидат богословия, регент первого Академического хора, в котором я и нес свое послушание во время учебы.Он преемник покойного архимандрита Матфея (Мормыля) – музыкальной души Лавры. У игумена Никифора нет никакого музыкального образования, как и у архимандрита Матфея, но это не помешало им трудиться и прославлять Бога в этой области церковного искусства, и поверьте мне, их имена и ноты известны во всей Русской Православной Церкви и за рубежом. Связаны они, конечно, навсегда с Лаврой Сергиевой. – Были случаи, когда люди приходили к вере в Бога не из-за красноречивой проповеди батюшки, а потому что слушали во время богослужения хор под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Помню, о. Никифор говорил: «Церковное пение – это богословие в звуках». Очень много внимания уделялось на то, чтобы во время пения и чтения богослужебных текстов четко выговаривались слова, подчас на самом деле трудновыговариваемые. «Ведь мы службу Богу приносим словесную» - наставлял нас о. Никифор. Особое молитвенное чувство охватывало, когда под управлением нашего наставника мы исполняли «Херувимскую песнь» и песнопение евхаристического канона «Милость мира», положенное на ноты самим батюшкой Никифором. «Ну, ребятки, как в последний раз» – настраивал нас о. Никифор перед исполнением песнопения. И ведь так оно и должно быть. Дόлжно полагать все свои силы для служения Богу и ближним, «ибо не знаем ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13). – В Священном Писании есть такие слова: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести» (1Тим.3:8). Легко ли Вам соответствовать этим высоким требованиям в наше время? – Апостол Павел обращается с такими требованиями не только к диаконам. Исполнять его слова должны все христиане, а священнослужители особенно. Ведь неверно предполагать, что только лишь диаконы должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину и так далее, а другие христиане могут быть и не честными, и не хранить таинство веры в чистой совести. В данном случае стоило бы привести иные слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Жизнь христианина – это постоянная борьба, невидимая брань. Приходится прикладывать много усилий, чтобы держаться на плаву в духовном плане. Нужно стараться в священническом служении, в пении и молитве все делать так, словно эта последняя служба в жизни. Диакону обязательно пропускать через сердце и ум, все, что поется и читается во время богослужения. Иначе до людей не донести смысла службы. Это относится не только к диаконам, но и к священникам, и к клиросу, и к чтецам, иными словами ко всем, кто участвует в богослужении. «Пойте Богу нашему, пойте: пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно» (Пс.46:7-8). – Отец Аркадий, Вы являетесь представителем семейной династии священнослужителей. Преемственность поколений помогает Вам в жизни? – Конечно, в первую очередь, это огромная ответственность перед своими родными, и почившими, и ныне здравствующими. Быть священником – это уже само по себе ответственно, потому что нужно отвечать не только за себя, но и за паству и своих домашних. Нет ничего выше, чем служить «единому сильному Царю царствующих и Господу господствующих…» (1Тим. 6:15). А если к тому обязывает потомственная династия, то это увеличивает степень ответственности перед Богом и предками. – Расскажите, пожалуйста, о своих близких подробнее. – Мой отец, протоиерей Сергий Андреев, служит настоятелем Благовещенского храма в г. Кличеве Бобруйской епархии. Мамин отец – мой дедушка – митрофорный протоиерей Аркадий Волощук, на фотографии он в центре и держит некоторых внуков. – Отец моего деда, протоиерея Аркадия Волощука – протоиерей Иоанн Волощук– так же был священником. У о. Аркадия Волощука супругой была Валентина Волощук – Раина. Ее отец, мой прадед, протоиерей Косьма Раина известен тем, что во время Великой Отечественной Войны возглавлял на территории Беларуси партизанский отряд, будучи в священном сане. – Брат моей бабушки Валентины Волощук-Раины – протоиерей Петр Раина в свое время был преподавателем Московской Духовной Академии, и по сей день его фотография в качестве преподавателя висит на стене Академии. – У дедушки о. Аркадия Волощука и бабушки Валентины родилось шестеро детей – 3 девочки (одна из них моя мама) и три мальчика.Все их дети мужского пола являются священнослужителями, и несут свое послушание в разных уголках Беларуси. – Как продолжается Ваш род? Расскажите о своей молодой семье. – Нашей маленькой семье всего три года. Свою супругу Юлию я встретил во время учебы в Московской духовной семинарии в 2012 году, и вскоре вступил с ней в брак. – Год спустя у нас родился сын Ванюша, а в июле нынешнего года ждем еще прибавления в семье. Всегда стараюсь свободное от служения время посвящать своим домашним. В выходной день могу разгрузить супругу и приготовить что-нибудь на завтрак и даже на обед, но так бывает редко, потому что по части кухни мне Бог даровал помощницу в лице моей матушки, которая, как и другие благочестивые жены, всегда старается приготовить что-нибудь вкусненькое для своей семьи. – Несмотря на то, что опыт семейной жизни у меня невелик, я понял, что брак – это труд, труд кропотливый, тяжелый и жертвенный, поэтому и спасительный. «Царствие небесное силою берется» (Мф.11:12), говорится в Священном Писании, и люди, живущие в браке, спасаются терпением и любовью при содействии Божественной благодати. – Отец Аркадий, вы успешно совмещаете высокое служение Богу в чине диакона с должностью директора воскресной школы. Расскажите об этой стороне Вашего служения Церкви. – По благословению настоятеля вот уже два года я возглавляю воскресную школу. С этого учебного года веду уроки в старшей группе. Должен признаться, что это занятие изначально пришлось мне по душе. Со взрослыми проще говорить о серьезных вещах. Долго присматривался к детям, размышлял, чем отличается нынешнее поколение от нас в детстве, как современные дети рассуждают о жизни. К большому удовольствию обнаружил, что дети остались прежними: такими же непосредственными и любознательными. Несмотря на то, что некоторые вещи в мире меняются, человек по своей природе остается все тем же. – Интересно как дети выражают свои мысли. Недавно вместе размышляли над вопросом: «Чем человек умный отличается от мудрого?» Общими усилиями пришли к правильному ответу: «Умный знает много, а мудрый –главное». – Занятость в воскресной школе радует тем, что есть определенные успехи: количество учащихся постоянно растет, праздничные концерты ребята с родителями и педагогический коллектив готовят всегда с особым воодушевлением. – Приятно, что в школе открываются новые кружки: организованы занятия по вязанию и хореографии. Пользуясь случаем, приглашаем всех желающих присоединиться к работе кружков. Также, стараемся привлекать к жизни школы и родителей: вместе с детьми посещаем интересные места, совершаем паломнические поездки. – Благодарен Богу за то, что послал мне добросовестных помощников – учителей: Вабищевич Елену Петровну и Ласаеву Оксану Владимировну. Деятельность воскресной школы осуществляется с благословения настоятеля собора, все планы и совместную работу мы строим сообща, советуемся и принимаем решения коллегиально. При этом помним, что успешной деятельностью мы обязаны, прежде всего, Богу, как сказано в Псалтири: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс.113:9). – Отец Аркадий, что бы Вы хотели сказать родителям, которые собираются отдать своих детей в воскресную школу? – Очень хотелось бы, чтобы родители в духовном плане были на высоте, и подавали добрый пример своим детям. Иначе обучение будет не столь плодотворным. Приятно видеть родителей воскресной школы вместе с нашими учениками на Божественной Литургии, отрадно, когда причащаются все члены семей наших ребят. – Мы со своей стороны делаем многое для того, чтобы дать ребенку знания о Боге, о Его Святой Церкви, но мало смысла в наших усилиях, если православная вера не утверждается на семейном уровне. Ведь семья – это домашняя Церковь (1Кор. 16:19). – Что бы Вы хотели пожелать всем, кто будет читать наше интервью? – Мое пожелание я хотел бы выразить словами Священного Писания: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Пусть каждый из нас стремится к совершенству и к святости. Желаю всем семейного благополучия, радости, мира, любви и доброго здоровья! – Спаси Вас Господи, отец Аркадий за интересную беседу, помощи Божией во всех добрых начинаниях! С диаконом Никольского кафедрального собора г. Бобруйска Аркадием Андреевым беседовала ответственный редактор сайта http://www.snsobor.by/ Вабищевич Елена |
|
|