Дорогой гость сайта Бобруйской епархии!

Позвольте обратиться к Вам с кратким приветствием и пригласить Вас к посещению нашей скромной странички в интернете, освещающей жизнь Бобруйской епархии Белорусской Православной Церкви.

Православная Церковь административно устроена таким образом, что состоит из епархий, управляемых епископами. В 2004 г. в Могилевской области была создана Бобруйская епар- хия, которая объединяет церковные общины, находящиеся на территории Бобруйска, Бобруйского, Быховского, Глусского, Кировского, Кличевского и Осиповичского районов.

Наша церковная область – одна из самых тяжело пострадавших в период планомерного уничтожения религии в СССР. Стоит отметить, что к 1939 г. в Восточной Беларуси был закрыт последний храм, которым оказалась Свято- Софийская церковь г. Бобруйска.

Православная Церковь лишилась всех своих храмов, монастырей, зданий, всей материальной базы. Были ликвидированы священнослужители, монахи и монахини, погибли сотни тысяч верующих людей. Однако Церковь пережила все лишения, преодолела все внешние и внутренние трудности и продолжает сегодня свое служение, которое призвано преображать и исцелять человека, приводить его к Богу, источнику жизни и смыслу бытия мира.

Хочется, чтобы мы вместе с Вами, с Вашей поддержкой сделали дальнейшие шаги в деле восстановления духовных традиций и продолжения христианской истории нашего народа. Сердечно приглашаю Вас к участию в проектах и жизни приходов Бобруйской епархии. Смело обращайтесь к священникам и верующим людям, и Вы никогда не пожалеете, что повернули свою жизнь к тому, что и так, я уверен, Вам всегда было близким и родным.

С уважением,
+ Серафим,
Епископ Бобруйский и Быховский

     
 
12.07.2016Святые первоверховные апостолы Петр и Павел: день памяти

 

 

1.jpg

 

Тропарь святым Апостолам Петру и Павлу
глас 4


Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость

Кондак святым Апостолам Петру и Павлу
глас 2

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная

Величание первоверховным апостолам Петру и Павлу

Величаем вас, / апостоли Христовы Петре и Павле, / весь мир ученьми своими просветившия / и вся концы ко Христу приведшия.

 

12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу Петров пост, который готовил христиан к этому дню. Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.

Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.

 Объединение двух первоверховных апостолов на иконах и в диптихах, оба они — Петр и Павел — двуединый образ того камня, на котором стоит и будет стоять Церковь. Поэтому не удивительно, что самой распространенной в наши дни является древняя византийская икона, на которой Петр и Павел соединены крепкими дружескими объятиями.

Первоверховные апостолы Петр и Павел — разные по характеру люди, прожили разную жизнь и умерли по-разному. Однако их одинаковая преданность Иисусу Христу и чрезвычайная важность обоих в утверждении христианства соединили Петра и Павла в нераздельный образ двух “столпов Церкви”, память которых почитают в один день, а изображение на иконе или картине одного из них как будто непременно требует изображения второго рядом или на другой половине диптиха. А в современном православном сознании образы апостолов вообще слились в единое целое, поэтому слова, сказанные о Петре и Павле блаженным Августином более пятнадцати веков назад, звучат сегодня актуально, как никогда: “В один день совершаем память страдания апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно”


Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа,   но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Жизненные пути святых апостолов Петра и Павла во многом можно назвать противоположными. Петр был сыном рыбака Ионы. И, когда вырос, тоже стал рыбаком, как и его брат Андрей. Петр — один из первых и любимых учеников Иисуса Христа, его верный спутник, очевидец Преображения и многих чудес. Петр знал, что такое слабость, которая вынуждает отречься от своего Учителя, однако знал также, и что такое искреннее раскаяние.


Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет).


 Большую часть апостольских путешествий Петр совершал из Иерусалима по территории современного Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья, но умер в Риме на кресте. Причем, согласно Преданию, просил повесить его вниз головой, поскольку считал себя недостойным принять смерть подобно Господу. Павел, хотя тоже был иудеем, имел от рождения римское гражданство, которое давалось лишь при условии достаточно высокого социального статуса семьи. Павел вырос в одном из центров эллинистической культуры, однако был воспитан в традициях фарисейского благочестия, изучал “Тору” и ее толкование, готовился стать раввином. Павел никогда не видел Иисуса Христа при жизни и был одним из самых жестоких гонителей первых христиан. Чудесное преображение Павла произошло уже после гибели первомученика Стефана.

Несмотря на различные характеры, воспитание, социальные и культурные условия жизни, внешние обстоятельства обращения, служения и смерти апостолов Петра и Павла, их судьбы демонстрируют своеобразную внутреннюю симметрию. Апостольские путешествия Петра и Павла сопровождались многочисленными трудностями, арестами и чудесными освобождениями, исцелениями больных, устройством христианских общин. Упомянутый спор в Антиохии подтолкнул Петра к осознанию ошибочности своей позиции, поэтому оба апостола принадлежали к первым, кто крестил язычников и наставлял их в вере. В конце жизни судьбы апостолов переплелись особенно тесно. Их считают основателями Церквей в Антиохии и Риме.

Несколько слов об иконографии. Изображение первоверховных апостолов Петра и Павла являются чуть ли не самыми популярными, как в древнем иконографическом искусстве, так и в современном. И, наверное, не найдется ни одного христианского храма, в котором не хранилась бы икона святых Петра и Павла. В Новом Завете ничего не сказано о внешности апостолов, но воспроизведены черты характера — прямолинейный вспыльчивый Петр и серьезный рассудительный Павел. Однако находят также изображения апостолов с характерными чертами внешности, а в отношении Петра и Павла, очевидно, можно говорить о портретном сходстве их изображений, поскольку первоверховные апостолы на разных рисунках были воспроизведены в целом однотипно: Петр — с широким лицом, короткими кудрявыми седыми волосами и круглой короткой бородой; Павел — с удлиненным лицом, голова спереди без волос, а борода длинная, прямая и темного цвета.

С первых веков христианства существует традиция изображать апостолов в античных одеждах (хитоне и гиматии), босиком или в сандалиях. Характерны также цвета одеяний апостолов: синий хитон и гиматий цвета охры у Петра, гиматий вишневого цвета — у Павла. На катакомбных рисунках апостолы часто были изображены с общими для всех апостолов атрибутами: со свитком — образом христианского учения; крестом — орудием победы над смертью; венком — символом победы.

Иногда апостолов изображали с предметами, отражающими определенные эпизоды их жизни. Так, апостол Петр изображался с рыбой или ключами (как напоминание слов Спасителя “…дам тебе ключи от Царствия Небесного” (Мф. 16: 19)). Однако начиная с IV в. образ каждого апостола постепенно приобретает особый тип воспроизведения и характерные атрибуты. Для Петра — ключи, для Павла — книга или свиток, символизирующий 14 посланий апостола, вошедших в Новый Завет. Начиная с IV в. совместное изображение апостолов Петра и Павла как символ соборности Церкви приобретает повсеместное распространение.


Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, согласно церковному преданию, приняли святое мученичество в один день – 29 июня (12 июля). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.).

Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии. Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2Пет.1:14-15). С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин.21:18-19). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».

О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своемуизбранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его(2Тим.4:6-8). Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 г. по Р.Х.

Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.

Первые упоминания о празднике восходят к IV веку. Согласно Священному Преданию христианской церкви, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».

Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков преследования христиан (англ.)русск., христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианствоязыческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви.

 По материалам сайта Православие и мир

 

 

 

 
     

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru RATING ALL.BY

© 2008 bobruisk.hram.by Бобруйская епархия Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата